КЛАССИФИКАЦИЯ ИМПЕРСКИХ МИРОВ
Разделение миров в классификации происходит по уровню культурного и технологического развития.
Агромиры - главные житницы Империума. Целые миры, отданные под планетарные фермы, агрокомплексы. Большая часть земли отдана под производство еды для остальных миров Империума. Такие миры малонаселены, а в обязанности планетарного губернатора входит ответственность за сохранение урожая и выполнение норм. Некоторые агромиры покрыты океанами и кишат рыбой, есть миры, поросшие съедобными грибами, обглоданные полчищами питательных насекомых или газовые гиганты, где живут стаи летающих существ. Некоторые планеты используются исключительно для производства чистой воды для близлежащих миров ульев. Агромиры зачастую управляются напрямую Администратумом, чтобы гарантировать максимальную эффективность выращивания и уборки урожаев.
Дикий мир - это миры, деградировавшие до примитивного уклада, из-за безответственного подхода, масштабных войн, враждебности экосистемы или долгой изоляции. Жители таких миров - идеальный материал для Адептус Астартес. Губернаторы Империума живут в изолированных городах, населённых чужестранцами (главным образом — военный персонал и их семьи) и являются «богами» по мнению большинства варваров, они редко вмешивается в дела племен, лишь присматривая за псайкерами и помогая отбирать рекрутов в космодесант.
Добывающий мир - миры богатые рудой или более редкими материалами, требующимися мануфакториумам и мирам-кузницам Империума. Здешние люди, скорее всего, рабы или каторжане, проживающие жизни, добывая и транспортируя тонны металлических руд, камня, минералов, замороженных газов и другие материалы. Зачастую добывающие миры мрачные места, на многих нет пригодной для дыхания атмосферы, и мало где могут поддерживать разнообразие жизни и развитые города или даже ульи.
Мир-каменоломня - планеты с чрезвычайно ценными полезными ископаемыми. С момента падения Кадии и возникновения Великого Разлома наиболее важным ресурсом считается так называемый «чёрный камень», именуемый «камнем-парией».
Изолированный мир, или карантинный мир — это планета, которая была объявлена запретной для контактов с имперскими гражданами правительством Империума Человечества, обычно по прямому указанию Инквизиции. Существование таких планет редко бывает очевидным, но их множество по всему Империуму. Посещение этих миров запрещено, и только самые хорошо подготовленные и тяжеловооружённые экспедиции могут получить туда доступ при наличии очень веской причины. Миры смерти, империи ксеносов, планеты, охваченные чумой или места, где демоны прорвались в реальное пространство — всё это примеры изолированных миров. Некоторые миры изолированы потому, что никто не способен понять природу того, что было там обнаружено, будь то таинственный артефакт или древние города. Другие миры изолированы из-за того, что ни одна экспедиционная миссия не вернулась с них. Многие изолированные миры богаты ресурсами и могли бы быть чрезвычайно ценны для Империума.
Исследовательская станция - это недавно ставшие доступными планеты, которые проходят процесс обустройства и полного заселения. Пока это происходит, миры используются как научные станции, маленькие сельскохозяйственные центры, экспериментальные горнодобывающие заводы и т. д. Природа остается нетронутой, пока не будет проведено полное исследование.
Кардинальский мир — управляемая непосредственно Экклезиархией имперская планета, которая полностью посвящена поклонению Богу-Императору в соответствии с принципами Имперского Культа, со святилищами Императора, соборами и храмами, потенциально охватывающими целые континенты. Кардинальские миры служат базами для операций орденов Адепта Сороритас. Планетарным губернатором кардинальского мира всегда является кардинал Адептус Министорум, который, как правило, возглавляет иерархию Экклезиархии в том секторе имперского пространства, где находится данный мир.
Мир-кладбище — огромные участки планеты, отданные для заботы о мёртвых. Миры-кладбища могут отмечать места великих сражений или покрыты гигантскими мавзолеями, каждый из которых посвящён определённому имперскому благородному роду. Для контраста, редкие миры-кладбища могут быть покрыты полями небогатых земельных участков, содержащих останки обитателей ближайшего мира-улья.
Миры-крепости — это планеты, служащие оплотом защиты Империума от постоянной и непрекращающейся угрозы имперскому пространству, что часто обусловлено их стратегическим местоположением. Чрезвычайно хорошо защищены, обычно на них базируются множество полков Астра Милитарум и подразделений Имперского Флота, а их население и экономика полностью приспособлены к удовлетворению требований имперской обороны. Жители миров-крепостей рождены для военной службы, и к моменту достижения совершеннолетия они хорошо разбираются в искусстве войны и доктринах, изложенных в «Тактика Империалис».
Мир-кузница - миры, обеспечивающие Империум самыми высокотехнологичными и сложными в производстве видами продукции (прежде всего, военного назначения — вроде титанов или космических кораблей). Это и сверхпроизводительные заводы, и бесконечные базы технических знаний, и наглядные символы мощи Омниссии и храмы во славу Его для их создателей и хозяев — Адептус Механикус, но многое другое. Для Империума эти планеты означают возможность произвести изделие любой сложности, осуществляя полный цикл: от этапов разработки и добычи сырья, до окончательной сборки. Кузницы являются основой технологической базы Империума. В результате деятельности техножрецов экология этих миров быстро становится частично или полностью непригодной для пребывания животных и человека, однако это никак не сказывается на производстве нужной Империуму продукции и способствует защите секретов производства от непрошенных гостей.
Мир-улей - миры с огромным населением. Отличаются от прочих гигантскими, простирающимися на целые континенты, уходящими далеко ввысь и глубоко под землю городами. Население таких городов не поддаётся учету и большинство еды импортируется. Улей, который временно станет недоступным ввиду варп-шторма, через очень короткое время будет поражён жутким голодом. Миры-ульи опасны, так как их размеры не позволяют вести наблюдение и сохранять порядок везде, из-за чего жители улья обычно не совсем нормальны. Известны случаи набора рекрутов в Адептус Арбитрес с таких миров в целях уменьшения населения до контролируемых размеров.
Миры-храмы или храмовые миры, миры-святыни — твердыни Адептус Министорум, планеты, полностью посвящённые приумножению славы Бога-Императора. Не существует двух одинаковых миров-храмов: некоторые — почти пустыни, где есть пара забытых могил и блаженный отшельник, другие же — вихри карнавалов цвета, звука и зрелищ, с огромными многомиллионными толпами паломников и поющих дервишей с разных миров, собравшихся вместе, чтобы преклониться перед соборами, затмевающими города, выросшие вокруг их колоссальных стен. Чаще всего единственное, что такие миры предоставляют остальному Империуму — это вера, поэтому их экономика часто зависит от власти и поддержки Экклезиархии.
Жители миров-храмов делятся на два типа: духовенство и его паства. Духовенство образует сердце имперской веры. Миры-храмы также служат домом для массы непритязательных мирских служителей, необразованных скромных слуг и бесчисленных миллионов паломников.
Есть и чёрные отражения этих мест имперского благочестия — падшие миры, чьи обитатели непрестанно возносят молитвы Тёмным богам. Существование этих вместилищ оскорбительных жертвоприношений и кровавых ритуалов длится недолго.
Миры удовольствий — подтип цивилизованных миров, также известный как райские миры или миры-сады. Вместо того, чтобы развивать такие миры, их оставляют такими, какие они есть, и используются как базы отдыха для служащих Империума. Эти праздничные миры — курорты для имперской знати. Обычно это миры выдающейся природной красоты, и их население занято развлечением важных гостей, прибывающих туда. Миры удовольствий, как правило, очень культурные места, и многие слои населения заняты лишь созданием произведений искусства или музыки. Комплексы казино, шикарные рестораны и огромные танцевальные залы нередко можно найти на таких мирах. Но у миров удовольствий существуют и тёмные стороны, особенно те, что обслуживают вкусы наиболее развращенных гостей. На некоторых мирах удовольствий находятся огромные развивающиеся города и другие крупные поселения.
Пограничный мир - эти миры лишь недавно были открыты Империумом и являются домом для относительно небольшого числа колонистов. У Администратума даже могло не хватить времени на полное исследование мира и назначение правительства. Пограничные миры могут стать прибежищем для тех, кто желает сбежать от репрессивного имперского режима (хотя бы на время), а также могут стать пунктом назначения для тех, кто стремится избежать имперского правосудия, и, как результат, имеет репутацию преступника.
Промышленный мир — планета, поверхность которой целиком занята производственными предприятиями по тяжелой, горнодобывающей или другим видам промышленности, или занята переработкой ресурсов. Большинство промышленных миров разрабатываются только в целях добычи полезных ископаемых (при этом, чтобы разработки были одобрены, запасы сырья на планете должны быть очень большими), а производство товаров происходит уже на других обитаемых планетах из-за того, что цены и опасности межзвездного перелета высоки.
Несмотря на то, что промышленные миры Империума производят большое количество разнообразной продукции и потому имеют тесные связи с Адептус Механикус, полноценными мирами-кузницами их считать нельзя.
Обычно, промышленные миры имеют небольшое население, которое целиком работает на предприятиях своей планеты, хотя большую часть работы выполняют машины или роботы. Защитой подобных миров занимаются хорошо вооружённые СПО (средства планетарной обороны), а иногда целые полки Астра Милитарум, или же легионы титанов.
Рыцарские миры — технологически продвинутые планеты, связанные как с Империумом, так и с Адептус Механикус.
Во времена великих надежд и потрясающих свершений первые колонизаторы пригодных для обитания миров галактики, преодолевшие немыслимые трудности и бедствия враждебных земель, отстроили себе империю среди звёзд. Но этот подвиг стремительной экспансии оказался бы невозможным без мудрого применения чудес техники, известных как Стандартные Шаблонные Конструкции. Эти превосходно адаптируемые чертежи оказались настолько могучим инструментом, что благосостояние даже самых примитивных планет быстро поднялось благодаря постройке ключевых промышленных предприятий. На тех планетах, которым повезло иметь СШК исполинских двуногих шагоходов, известных как Имперские Рыцари, очень скоро зазвучали военные горны и загремела поступь боевых великанов, чьи цепные мечи убивали местных чудовищ с той же лёгкостью, с какой рубили гигантские деревья, питавшие топки их повелителей.
Во многих мирах, заселённых человеком, зависимость от технологий стала скорее проклятием, чем благом. Неуёмный прогресс в области искусственного интеллекта приводил целые цивилизации к гибели от рук собственных творений, а беспечные игры с разумом становились причиной демонических вторжений, вырывавших из владений человечества огромные куски. В те дни множество планет сегодняшнего Империума оказались отрезаны друг от друга. В числе тех, что упорно отбивались от враждебной галактики, оказались и рыцарские миры. Когда Великий крестовый поход позволил Императору объединить разрозненные анклавы в огромный Империум, миры эти вернулись под его крыло, а вместе с ними и механические исполины. Пусть Рыцари опустились до феодализма, управлялись монархией и считали свои шагоходы скорее верными союзниками, нежели просто инструментом, их исключительную военную мощь нельзя было отрицать. Представителей Механикус рыцарские миры заинтересовали особенно, ведь их огромные военные машины воплощали в себе величие Омниссии (во всяком случае, так заявляли техножрецы). С тех пор многие рыцарские миры связывают с техножречеством Марса тесные узы: в обмен на обширные технические знания Культ Механикус в военное время получает в пользование несокрушимую мощь Рыцарей.
Феодальные миры - миры, которые также известные как средневековые, населены племенами, утратившими доступ ко всем технологиям, кроме самых простых. По сути это те же дикие миры, на которых был достигнут средневековый уровень развития технологий и культуры. Им известно фермерство, простые машины, вроде рычагов и блоков, мельниц и тому подобного, но реактивные полёты, автоматическое оружие и даже самоходный транспорт либо редки, либо не существуют. Эти миры, как часто говорят, самые политически гармоничные из всех планет Империума, так как их население знает своё место.
Феодальные миры обычно находятся либо на грани изобретения черного пороха, либо как раз расхлебывают все проблемы, связанные с этим технологическим скачком. Во многих случаях общества таких миров не особо сильно отличаются от обществ диких планет; основная разница между ними в том, что на смену племенному строю пришли региональные королевства. Стремление людей к увеличению плотности населения, в конце концов, приводит к образованию таких характерных классов, как дворянство и крестьянство, пропасть между которыми поистине непреодолима. Некоторые средневековые миры формируют разнообразные воинские ордена и религиозные секты.
Имперские губернаторы на феодальных мирах предпочитают находиться в стороне, частенько обитая на орбитальной космической станции или на близлежащей луне. Средневековые миры самодостаточны, но не имеют особого значения для Империума. Люди с таких планет, узнающие свое истинное положение в галактике, бывают потрясены до глубины души, из-за чего их нечасто набирают на службу, хотя выборочный набор рекрутов в космический десант возможен. Также требуется держать псайкеров под контролем — в скрытой форме, путем воздействия на религиозные и общественные организации, или путем убийств и похищений.
Цивилизованные миры — планеты, чье развитие с момента колонизации осуществлялось равномерно, без какой-то конкретной цели как в случае с агромирами или мирами-кузницами. Они как правило самодостаточны в плане провизии и ресурсов, а также имеют значительные производственные, технологические и индустриальные мощности. Цивилизованные миры могут иметь различное административно-территориальное деление в зависимости от природных условий, уровня развития технологии и культуры: страны, политические блоки, благородные дома. В любом случае центры силы обычно формируются вокруг мест, откуда изначально началась колонизация планеты. Несмотря на то, что миры называются цивилизованными — из-за того, что их население живет в городах — многие жители скованы предрассудками и мистическими верованиями, порой даже ударяясь в варварство. В городах образованный люд молится тем же богам, и проводит те же ритуалы, что и обычный крестьянин в отдалённой деревне. Для горожан и техноварваров разум и наука так же отвратительны, как и для большинства сельских жителей.
Согласно имперской классификации планет, население цивилизованных миров составляет от 15 миллионов до 10 миллиардов человек, и подобного рода миров весьма много в Империуме. Десятина для них умеренно высока. Они могут иметь обширные городские пространства, однако ни по плотности населения, ни по характеру застройки города цивилизованных миров не считаются ульями. Миры удовольствий, добывающие и храмовые миры могут быть подтипами цивилизованных миров.
Штрафная колония — имперский мир, являющийся планетой-тюрьмой. Всё население такого мира состоит исключительно из преступников, сосланных с сотен разных миров. Штрафные колонии, как правило, представляют собой бесплодные миры, непригодные для использования в любом другом качестве и не имеющие — или почти не имеющие — коренного населения, также это могут быть и добывающие миры с особенное неблагоприятными условиями труда. По мере необходимости из обитателей тюрем часто формируются военные подразделения, служащие в полках Имперской Гвардии в качестве штрафных легионов. Таким образом, заключённые получают возможность искупить свои преступления службой, которая длится, как правило, всю оставшуюся жизнь.
УСЛОВИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
Наряду с представленной выше классификацией имперских миров, исходящей из их специализации, существует ряд упрощенных градаций планет по характеру климатических (как правило — экстремальных для человека) условий. Часто такие наименования характеризуют жизнь на планете даже лучше официально принятых терминов (которые они не отменяют, а только дополняют). Общая черта, объединяющая эти миры — неудобство освоения и колонизации, хотя некоторые из представленных ниже миров вполне могут быть аграрными или добывающими.
Ледяной мир — в результате расположения на высокой орбите относительно своей звезды или каких-то других факторов средняя температура на данных планетах гораздо ниже привычной для человека. Освоение и развитие таких миров связано с большими трудностями, часто они являются добывающими или тюремными мирами. Или же и теми, и другими одновременно.
Мёртвый мир — эти миры как правило лишены или почти лишены биосферы. Для людей местные условия тоже далеко не оптимальны, если вообще переносимы. Мёртвые миры сильно различаются по своим условиям, но одинаково пустынны и неразвиты, хотя некоторые могут представлять интерес как сырьевые источники.
Мир джунглей — полностью или почти полностью покрыты джунглями, полными разнообразных (в т. ч. враждебных к человеку) форм жизни. Теоретически со временем могут быть постепенно частично или полностью терроформированы до приемлемых условий и плотно заселены, если в этом будет существовать острая необходимость.
Мир смерти — планеты, где флора и фауна эволюционировала до крайне агрессивных и враждебных форм. Эти экосистемы сбалансированы на постоянном уничтожении и быстрой репродукции численности особей. На таких мирах живут и люди, но им приходится вести непрекращающуюся борьбу. На некоторых мирах создаётся впечатление, что вся биомасса планеты осмысленно пытается уничтожить людские поселения, концентрируя все силы на удалении захватчиков.
Океанический мир — большая часть территорий таких миров затоплена. Могут выступать поставщиками воды и продовольствия для близлежащих миров-ульев.
Пустынный мир — в этих мирах вода напротив — большая ценность, поверхность песчаная или скалистая. К такому их состоянию могут приводить самые различные события, а пески могут скрывать под собой и руины ульев или храмов, и древнейшие города ксеноцивилизаций, и гробницы некронов.